Автоцистерна, пункт управления и «Дракон»: водители Департамента ГОЧСиПБ отмечают профессиональный праздник
Водители Московского авиацентра, столичного Пожарно-спасательного центра и Производственно-технического центра пожарной и аварийно-спасательной техники рассказали о том, какой техникой управляют, что считают самым сложным в работе и почему пришли в профессию.
Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток
Рустам Хасанов работает водителем в Московском авиацентре с 2013 года. Специалист окончил Московский городской педагогический университет, и впереди его ждала работа в школе и преподавание детям основ безопасности жизнедеятельности. Но Рустам мечтал помогать людям. Специалист устроился на работу в автоколонну Московского авиацентра водителем, где получил допуски на управление различными видами специальной автомобильной техники.
Сегодня, заступив на смену, он может сесть за руль подвижного пункта управления и доставить оперативную группу к месту тушения пожара или спешить на вызов с дежурной сменой спасателей на аварийно-спасательном автомобиле.
«На первый взгляд кажется, что работа водителя простая — сел в автомобиль и довез спасателей к месту происшествия. Но нужно понимать, что на кону может быть жизнь человека.
Поэтому моя основная задача — доставить ребят очень быстро и без происшествий. К примеру, выезжаем мы со спасателями на ДТП, я должен продумать, как мне лучше поставить машину, чтобы коллегам было удобно доставать нужное оборудование для ликвидации дорожно-транспортного происшествия», — рассказал Рустам Хасанов.
Со слов Рустама, работа в авиацентре ему нравится. Рабочий день — это много выездов и сложных задач, но ему интересно их решать, проявлять своё умение и смекалку.
«Помню свои ощущения, когда впервые увидел работу экипажей вертолётов и наземных служб во время ликвидации пожара. Я с восторгом и вниманием следил за четкими и слаженными действиями своих коллег. Честно сказать, в ту минуту даже пожалел, что я не пилот и не сижу в кабине вертолёта (улыбается).
Но и работа тех, кто трудится на земле, не менее важна! Когда случаются пожары, на которые привлекается авиация, на место выезжает и подвижной пункт управления. У водителей на месте происшествия также много задач: следим, чтобы бесперебойно работали электрические генераторы, рации и обеспечивалась связь диспетчера и экипажа. Благополучный результат — оперативная ликвидация возгорания, всегда напрямую связан с профессиональной и слаженной работой всех служб», — поделился Рустам.
Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Работая бок о бок с людьми, которые каждый день занимаются спасением людей, Рустам чаще стал смотреть по сторонам и торопится помочь, если видит кого-то, кто в этом нуждается.
«Однажды утром я ехал на машине на работу и стал свидетелем того, как на пешеходном переходе сбили пожилую женщину. Я не растерялся, съехал на обочину дороги, вызвал скорую и начал оказывать пострадавшей помощь. Здесь пригодились знания, полученные в университете, и пример работы коллег-спасателей», — рассказал водитель.
30 октября Рустам Хасанов, как и его коллеги отмечает свой профессиональный праздник. Встретит он его на рабочем месте и, может быть, снова будет спешить на очередной вызов.
Один путь на двоих
Братья-близнецы Иван и Илья Бомбовы работают водителями-пожарными уже шестой год. Они досконально знают тонкости управления всеми видами пожарно-спасательной техники, стоящей на вооружении пожарно-спасательного отряда №206. Братья вдвоём приезжают на работу и вместе несут дежурство: устраняют неисправности, помогают товарищам изучить технику, навести порядок на рабочем месте.
«Профессия, можно сказать, у нас в крови. Отец — профессиональный водитель, дед — всю жизнь проработал трактористом, поэтому мы всё детство возились с техникой, в том числе и с машинами. Мама и бабушка работали бухгалтерами в пожарных частях, где мы часто бывали в гостях и проводили много времени возле пожарной техники. Получается, что мы продолжаем семейные традиции двух поколений нашей семьи», — рассказывает Иван.
Во время учебы в Детчинском аграрном колледже братья получили направления на обучение по специальности «водитель транспортных средств». В восемнадцать лет Иван с Ильей уже имели права сразу на две категории – «В» (легковые автомобили) и «С» (грузовики), и вскоре были призваны на срочную службу.
После возвращения из армии перед братьями встал вопрос о трудоустройстве. Желание помогать людям привело Бомбовых в федеральную пожарную часть.
«Так как мы детство провели в подразделении пожарной охраны и хорошо знакомы с этой работой, решили пойти в МЧС. После прохождения стажировки в пожарной части, нас отправили на трёхмесячное обучение по специальности пожарный-спасатель. Отучились, сдали все зачёты и официально стали пожарными», – делится Илья.
В 2017 году Илья и Иван приняли решение перейти на работу в Пожарно-спасательный центр Москвы.
«Узнали, что есть вакансии и пришли на собеседование. Конечно, начальник отряда был рад — два готовых водителя-пожарных с правами и опытом работы. Сразу после приёма для нас организовали стажировку на машинах», — вспоминает Иван.
Илья говорит, что когда они с братом только пришли в штат, в подразделении было очень много тех, кто работает с пожарными машинами, находящимися на вооружении, с 2009 года, с момента образования отряда.
«Коллектив у нас дружный, все друг другу всегда всё объяснят, всему научат. Нам помогли освоиться, познакомили с современным оборудованием. Работая в Центре, изучили много спецтехники, с которой не доводилось работать в области», — делится Илья.
Как рассказывает Иван, на боевое дежурство в ПСО №206 ежедневно заступает пять водителей, за каждым из них закрепляется машина. Перед рейсом водители проходят медосмотр, получают путевой лист и вместе с начальником гаража проверяют транспортное средство. Пять автомобилей стоят в расчёте, ещё три находятся в резерве.
«Сейчас мы работаем на пожарной автоцистерне, автомобиле газодымозащитной службы, аварийно-спасательном автомобиле, на автолестнице, пеноподъёмнике и прицепе дымоудаления», — добавляет Иван Бомбов.
«На всех специальных и основных автомобилях нашего отряда мы поездили, и не по одному разу, — отмечает Илья, — можно сказать — универсальные бойцы».
Освоили братья и такой уникальный вид техники, как автомобиль аэродромного тушения, находящийся в подразделении.
«Он предназначен для тушения пожаров на аэродромах и не только, для доставки личного состава и оборудования к месту происшествия. Но им ещё надо уметь управлять. Кроме немаленьких габаритов автомобиля, приходится справляться с большим количеством современного оборудования «аэродромника». Автомобиль может подавать пену для создания пенной полосы при посадке самолёта в случае аварии, воду, а также пену из лафетного ствола и через «иглу» распыления. У «Дракона» очень много функций, нужно досконально знать все нюансы и постоянно тренировать навыки управления», — говорит о работе с уникальной техникой Илья.
По мнению Ивана, самое сложное в их работе — подъехать к дому в небольшом дворе на автолестнице, ведь она довольно габаритная, а на территории находятся другие транспортные средства.
Большая любовь к большим машинам
В пожарно-спасательном отряде № 211 в Восточном округе столицы работают 129 специалистов, из них 30 осуществляют выезды на специальной пожарно-спасательной технике.
Алексей Переселенцев трудится в подразделении с 2012 года, с 2014 — на должности пожарного-водителя. Алексей работал фельдшером на скорой помощи, когда узнал о наборе в новые пожарно-спасательные отряды столицы. Получив предложение прийти в штат одного их них, он, не задумываясь, согласился.
«Отработав огнеборцем два года, я решил попробовать себя на должности пожарного-водителя. Опыт в управлении грузовыми автомобилями у меня уже был, — рассказывает Алексей. — Так у меня появилась возможность управлять «большими машинами», к которым у меня всегда была любовь».
По словам Алексея, на должности водителя он редко встречал молодых ребят.
«По большей части это пожарные с большим стажем, а в некоторых отрядах это настоящая «ветеранская должность», — поделился Алексей. — И это можно понять, у молодых ребят в глазах «огонь», им совсем не до баранки, хочется прочувствовать романтику пожарного дела: идти в самый эпицентр со стволом, в дыхательных аппаратах. Но не стоит недооценивать важность роли водителя. Например, водитель автоцистерны — это полноценный участник тушения пожара, от развёртывания до полной ликвидации возгорания. Он контролирует работу насоса, давление воды в рукавной линии и многое другое».
В свободное от управления специальной пожарной техникой время Алексей продолжает заботиться о верных товарищах огнеборцев, помогает начальнику гаража в выполнении мелкого ремонта.
Железный друг и товарищ
Сергей Савинов уверен, что всё идет из семьи. Водителем в Производственно-техническом центре пожарной и аварийно-спасательной техники он работает с февраля 2014 года, а его водительская «жизнь» началась в детстве. Примером для него стал отец.
«Папа во время войны был одним из тех, кто обеспечивал Дорогу жизни в Ленинграде, — вспоминает Сергей Васильевич. — Он много рассказывал об этом, его опытом нельзя было не проникнуться, я и стал водителем».
Профессиональные семейные традиции в семье героя перешли сначала он отца к сыну, а потом от Сергея Васильевича к его старшей дочери. Она тоже водит машину, а азам вождения её обучал папа.
На перечисление всех марок автомобилей, за рулём которых сидел Сергей Васильевич, уйдёт немало времени. За почти 40 лет водительского стажа он «познакомился» практически со всеми иномарками и отечественными автомобилями, водил мотоцикл и полуприцеп… Железных коней он знает и снаружи, и изнутри.
«Был первый Иж «Комби» — я двигатель перебирал своими руками, — вспоминает Сергей Савинов, — поэтому двигатель внутреннего сгорания я знаю очень хорошо. Как-то поехали на автомобиле в Астрахань, а это 1500 километров, если что-то сломалось — сам ремонтируешь, берёшь с собой запасные детали».
Свою водительскую историю Сергей Васильевич может измерять и техникой, которую он ремонтировал собственноручно, и километрами, которые проехал — по самым скромным подсчетам, несколько раз он преодолел протяжённость экватора Земли. Но от своей профессии и работы он не устаёт.
«Помню, в автосалоне менеджер спросил: «А как вы машину назовете?», — делится Сергей Савинов. — Я думаю: «Ну, как её назвать, автомобиль он и есть автомобиль!». Оказалось, что машину надо любить, дать ей имя. После этого со своей машиной начал общаться, вот если грязная и запылённая, я ей говорю: «Я тебя скоро помою, только работай, не ломайся!». Служебную я называю кормилицей, обращаюсь с ней бережно, сменщикам говорю: «Обязательно берегите машинку, она нас работой обеспечивает!».
По мнению Сергея, чтобы быть водителей, надо им родиться. Только тогда машина становится другом и коллегой, а профессия делом всей жизни.
В последнее воскресенье октября отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Это особая дата для водителей, управляющих пожарно-спасательными и аварийно-спасательными автомобилями, мотоциклами в расчётах быстрого реагирования, подвижными пунктами управления, аэродромной и другой специальной техникой.